России отказано в экстрадиции бывшего гендиректора ТоАЗ Евгения Королева из Великобритании

Вестминстерский магистратский суд вынес решение об отказе РФ в экстрадиции бывшего гендиректора «Тольяттиазота» (ТоАЗ) Евгения Королева.

Событие состоялось еще в декабре 2016 года, однако не вызвало какого-то ажиотажа в российских СМИ. Между тем, конфликт между акционерами одного из крупнейших российских предприятий не утихает, а развивается уже на международном уровне. Как сообщает Lenta.ru, при вынесении решения английский суд дал независимую оценку ряду попыток рейдерского захвата ТоАЗ.


В ходе разбирательства по делу Евгений Королева лондонский суд внимательно изучил все сведения о произошедших на «Тольяттиазот» корпоративных конфликтах за последнее десятилетие. Евгений Королев с 2004 по 2011 годы трудился в должности вице-президента компании, с 2011 года он – гендиректор ТоАЗ и член совета директоров. В 2015 году Басманным районным судом города Москвы было вынесено решение об освобождении Королева от обязанностей в связи с предъявлением ему обвинения в «преступном сговоре с целью совершения мошеннических действий в период с декабря 2007 года по декабрь 2011 года». Как посчитал суд, Королев и группа акционеров компании разработали и реализовали схемы продаж аммиака и карбамида по искусственно заниженным ценам в пользу компании Nitrochem, в результате чего убытки составили  более трех миллиардов рублей.


Английский суд выяснил, что запрос РФ об экстрадиции представителя «Тольяттиазот» – не первый: в 2008 и 2009 годах Россия инициировала запрос об экстрадиции действующего тогда председателя совета директоров ТоАЗ Владимира Махлая и его заместителя Александра Макарова. По этим запросам РФ также получила отказ, мотивированный британским правосудием тем, что «обвинения являются лишь прикрытием намерения осуществить поглощение компании и имеют политическую подоплеку». Однако оспаривать постановление Россия не стала.


Из опубликованного английским судом решения по делу Королева ясно: у суда нашлись основания для проведения параллели между делами об экстрадиции разных лет и корпоративными конфликтами «Тольяттиазота». Как следует из текста документа, г-н Вексельберг, миноритарный акционер ТоАЗ, и его компания Tringal являлись фигурантами по предыдущему делу: Вексельберг продал около 9% своих акций г-ну Мазепину и его компании «Уралхим». Заявителем по прошлому делу была Tringal, а теперь – ОКХ «Уралхим». При этом судья отметил, что не сомневается, что г-н Мазепин и г-н Вексельберг – корпоративные рейдеры. Далее последовало заявление о стремлении г-на Мазепина предпринять любые действия для запугивания мажоритарных акционеров ТоАЗ, чтобы они отказались от своих акций.


В решении британского суда приводится ряд доказательств, представленных г-ном Гладышевым и профессором Саквой не только о возможной тесной связи г-на Мазепина  с органами власти РФ, но и возможном участии в рейдерском захвате компании ТоАЗ представителей прокуратуры, СК, судебных инстанций, полиции и органов власти всех уровней. Суд считает, что РФ по делу Евгения Королева предоставила слабую доказательную базу его виновности, а при экстрадиции в Россию судебное разбирательство будет необъективным.


Как отмечает источник, российские судебные инстанции не оспорили решение лондонского суда по делу Евгения Лебедева, хотя прошло уже более двух месяцев. В настоящее время конфликт акционеров «Тольяттиазота» рассматривается в судах разных стран. Вскоре в международном арбитражном суде будет разбираться иск миноритарного акционера ТоАЗ, компании Ameropa: ее владелец официально заявил о намерении выдвинуть иск против РФ  по поводу нарушения его интересов, в том числе, и в рамках российско-швейцарского «Договора о защите инвестиций».