Сколько чашек кофе в день безопасно для сердца

С точки зрения современной кардиологии, кофе — это не враг для сердца, а скорее нейтральный или даже полезный напиток при умеренном потреблении. Об этом рассказала к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней №2 ИКМ Пироговского Университета Хачирова Эльвира Азреталиевна.

По словам специалиста, основываясь на рекомендациях ведущих кардиологических ассоциаций и данных масштабных исследований, безопасной и потенциально полезной для сердца считается доза 3–5 чашек кофе в день (что соответствует примерно 300–400 мг кофеина).

Европейское общество кардиологов в своих рекомендациях в 2021г. впервые включило кофе, отметив, что умеренное потребление (3–4 чашки в день) «вероятно, не вредно, а возможно, даже умеренно полезно».

Американская кардиологическая ассоциация, основываясь на последних данных, показал, что до 400 мг кофеина в день (3–5 чашек) безопасны для большинства взрослых и не повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Крупные обзоры показывают, что употребление 3–5 чашек кофе в день связано со снижением риска сердечно-сосудистых заболеваний (вплоть до 15%). Оптимальный эффект наблюдается в диапазоне от 2 до 5 чашек. Но не стоит забывать и об индивидуальной переносимости кофеина и учитывать это при потреблении кофе. 40-50% людей являются «медленными» метаболизаторами кофеина из-за варианта гена CYP1A2. У них кофеин выводится из организма в 2–3 раза дольше, что может вызывать сердцебиение, тревогу и бессонницу даже после одной чашки.

А вот у людей, потребляющих кофе регулярно, со временем развивается толерантность, и кратковременный подъем давления после чашки становится менее выраженным.

Кофе действительно может кратковременно повышать давление на 5–10 мм рт. ст. Однако этот эффект временный, и, по современным данным, регулярное умеренное потребление не связано с развитием стойкой гипертонии.

Миф о том, что кофе провоцирует аритмию, развенчан. Крупные исследования показывают, что умеренное потребление не увеличивает риск нарушений ритма, а в некоторых случаях даже может снижать частоту приступов мерцания предсердий. Рекомендую обращать внимание на способ приготовления кофе.

Так, некоторые исследования указывают, что нефильтрованный кофе (приготовленный, например, во френч-прессе или турке) может повышать уровень «плохого» холестерина (ЛПНП). Фильтрованный кофе такого эффекта не дает.

Также важно, что польза кофе может быть сведена на нет большим количеством сахара, сливок и сиропов.

Но в некоторых случаях действительно с кофе следует проявить осторожность. Например, людям с неконтролируемой гипертонией, нестабильной стенокардией или другими тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями следует проконсультироваться с врачом о допустимых нормах кофе, а в некоторых случаях возможно полностью исключить кофе, добавила Хачирова.

Ранее врач рассказала, как магнитные бури влияют на сердце.