В ВООПИиК перечислили памятники архитектуры, которых может лишиться Петербург. Среди них дом Басевича и Конюшенное ведомство

Члены президиума отделения ВООПИиК на встрече с властями Петербурга обозначили ряд вопросов по сохранению памятников архитектуры, обсуждение судьбы которых нельзя откладывать. Среди них дом Шагина, дом Салтыковой, дом Басевича, дом Брокгауза и Ефрона, Конюшенное ведомство, «Невская мануфактура» и храм «Кулич и Пасха». 

https://t.me/visboris/8628

Об итогах встречи в своем интервью «Санкт-Петербургским ведомостям» глава организации Антон Иванов. Многие из упомянутых градозащитниками памятников архитектуры связаны с бесчисленными скандалами. Например, нашумевшая история со сносом флигелей особняка Салтыковой, произошедшая в августе. Объект находится в аренде у ООО «Северная земельная компания», которое намерено реконструировать здание и разместить там гостиницу. Однако в ходе работ оказались частично демонтированы и разрушены элементы, которые являются предметом охраны. Это стало причиной возбуждения уголовного дела, которое позже отменила прокуратура. Возобновили его только после того как в дело лично вмешался глава СКР Александр Бастрыкин.

Рискует быть уничтоженным и дом Басевича – здание в стиле модерн. Оно находится в запустении с 2007 года, когда его признали аварийным и расселили. С 2013 года дом горел более десяти раз. Сейчас он находится в ведении «Академии танца» Бориса Эйфмана. Градозащитники убеждены, что здание хотят частично снести под видом реконструкции и организации общежития для иногородних учеников академии.

Другими немаловажными вопросами стало сохранение дома Брюллова и особняка Брусницыных. Оба находятся в неудовлетворительном состоянии и продолжают разрушаться.

Напомним, в состав Совета входят архитекторы, реставраторы, представители научных кругов. Несмотря на то, что их решения носят рекомендательный характер, члены Совета могут, например, провести оценку здания на предмет его культурной ценности, или предложить изменения в законодательство, касающиеся архитектурного наследия. Однако иногда решения Совета становятся причиной, по которой разрушающиеся особняки долгое время не могут обрести арендатора, который бы привел их в порядок.

Например, так произошло с Конюшенным ведомством – памятником архитектуры XVIII века, первого инвестора которому нашли в 2010 году. Объект был передан компании ООО «Плаза Лотос Груп», подконтрольной братьям Зингаревичам. Инвестор намеревался приспособить бывшие конюшни под элитную гостиницу, но на его пути встал Совет по сохранению культурного наследия.

Оказалось, что проект предусматривает перестройку некоторых внутренних пространств и помещений ансамбля. Например, стометровые залы-галереи предполагалось застроить под 40 трехэтажных апартаментов. А под внутренним двором здания должны были разместиться подземный паркинг и 25-метровый бассейн, которые, как уверяли градозащитники, могли бы нанести ему серьезный ущерб. 

https://www.citywalls.ru/house1543.html?s=0aidcivmo1rfluq4mrqq1toc01

В результате проект был отклонен, после чего отказались от него и власти Петербурга, расторгнув контракт с инвестором. Хотя гендиректор «Плаза Лотос Груп» Сергей Русаков заявлял, что «не против профессионального обсуждения проекта, готов учесть критику и, если это будет возможно, пожелания экспертов».

На сегодня так и не утвержден проект по приспособлению к современному использованию этого исторического ансамбля, хотя разрабатывались они неоднократно. В 2019 году Смольный проводил архитектурный конкурс, в котором участвовали известные архитектурные бюро, но победителя не выбрали. Сейчас большая часть помещений Конюшенного ведомства не используется и стоит в запустении. Внутренние конструкции ржавеют, а стены покрываются трещинами. Ранее говорилось о том, что только на противоаварийные работы и консервацию объекта культурного наследия федерального значения из бюджета было затрачено около 4 млрд рублей.

Градозащитники видят опасность и в том, что в ходе торгов ансамбль отошел малоизвестной московской компании «ООО «Бахчасарай», чьим основным направлением деятельности является торговля продуктами и табачными изделиями. Эксперты логично предположили, что юрлицо вообще не имеет права работать с историческими зданиями. Тем более что, по данным СМИ, за компанией может стоять крупный московский девелопер «Киевская площадь», на счету которой много сопровождающихся скандалами проектов. Например, можно вспомнить историю с реконструкцией павильона на Патриарших прудах.

По мнению Антона Иванова, градозащитники иногда действительно перегибают палку в борьбе за каждый дюйм исторических зданий. 

«Попытка сохранить все оборачивается тем, что не удается спасти ничего. Чтобы не доводить дело до «вещдоков», нужен диалог. А для него – трудная общая работа над повышением доверия в треугольнике «общество-власть-бизнес». Думаю, что если бы позиция защитников манежа Финляндского полка была менее жесткой, то можно было бы вписать в проект сохранение исторических конструкций здания», – отметил глава ВООПИиК.